Advertisement

У педагогов по поводу того, с какого возраста лучше обучать ребенка алфавиту, нет единого мнения. Сторонники раннего развития утверждают, что знакомство с азбукой возможно с пелёнок. Другие говорят о напрасных усилиях, которые лишают малыша радостей детства. В учебниках по классической педагогике написано, что оптимальный возраст для обучения ребенка алфавиту, исходя из особенностей развития в этом возрасте, – примерно 5 лет.

Лишь после 5-го дня рожденья тип мышления ребенка изменяется с наглядно-действенного на абстрактный, левополушарный, когда начинается восприятие информации в виде знаков (букв, символов и др.). С рождения до 5 лет сознание малыша направлено на социализацию, знакомство с физическим миром. Нагружать его дополнительной информацией нет смысла, она не усвоится.

Речевой аппарат многих малышей до 5 лет несовершенен, некоторые звуки дети могут произносить неверно, и запоминают их неправильно, что часто приводит к сложностям в обучении письму и чтению. В 5 лет в особой степени проявляется любознательность, интерес к новому, потому большие массивы информации запоминаются без усилий.
Мама учит ребенка алфавиту

Advertisement

Рекомендации педагогов при обучении детей алфавиту

Отметим общие рекомендации, о которых говорит большинство педагогов при обучении алфавиту:

Advertisement
  • Ребенку следует выбирать книгу для чтения самому;
  • Малышу нужно самостоятельно перелистывать страницы;
  • Рассматривайте картинки в книжке вместе и обсуждайте их;
  • Размышляйте вместе над прочитанным, предлагайте ребенку пересказывать сказки или истории;
  • Не заставляйте малыша учить буквы, проводите занятия в игровой форме, вызывая интерес. Если его нет, значит заниматься рано, повторите попытку спустя какое-то время;
  • Выбирайте игры, которые будут интересны ребенку. Занятия должны вызывать положительные эмоции, от этого зависит общая грамотность малыша, развитие его речи, интерес к наукам;
  • Начинать изучение букв от простых и наиболее употребляемых (вначале – гласных, затем — согласных) к сложным и редко встречающимся в текстах. Обратите внимание на то, что следует учить звуки, а не буквы (Н, а не «ЭН»);
  • Изучение 1 буквы за 2 дня – достаточный темп для малыша. Вы можете рассказывать малышу, что вам напоминает изображение буквы, с чем ассоциируется, найти и прочесть стих о ней или послушать песенку. Выкладывайте буковки из бусинок, спичек, изюминок, ягод, камешков, листиков, ракушек, пуговиц и других мелких предметов;
  • Начинайте занятия с 5-10 минут, доводя их до 15 минут в 3-хлетнем и до получаса – в 5-тилетнем возрасте (можно устраивать перерыв — не более 3-5 минут);
  • Закрепление результата – важный этап, не стоит его пропускать. Чтобы не забыть букву, которую малыш выучил на прошлом уроке, следует начинать занятие с повторения пройденного. Просите ребенка назвать предметы в окружающей обстановке, которые начинаются на определенную букву, он может также нарисовать их. Используйте карточки — наклеивайте на них изображения предметов, вырезанные из бумаги, кусочков ткани, нарисованные пластилином;
  • Очень полезно создание авторского букваря. Рисуйте букву или вырезайте её из цветной бумаги, изображайте предмет, начинающийся на эту букву, создавая страничку в альбоме. Следует подключать тактильные впечатления к визуальным, изготавливайте буквы из материалов различной текстуры, пусть малыш водит по ним пальчиком;
  • Практикуйтесь в составлении слогов из кубиков, магнитов или конструктора. Малыш должен осознать, что из звуков формируются слоги, а затем и слова;
  • Обращайте внимание на вывески на магазинах, читайте их, просите малыша повторить;
  • Наполняйте пространство вокруг кубиками, магнитами, конструкторами, раскрасками с большими буквами, азбуками. Цветовое оформление должно быть ярким, но не в едких оттенках. Лепите буковки из пластилина и соленого теста, рисуйте их на песке, выкладывайте аппликации из макаронин или круп. Если занятия будут регулярными, успех не замедлит прийти.

Алфавит

3 ошибки родителей при обучении ребенка алфавиту

Стоит напомнить и том, что нельзя делать в обучении ребёнка:

  • Не требуйте от ребенка больше, чем он может запомнить;
  • Не следует предпринимать чересчур много усилий и настаивать на занятиях, если малыш не отдохнул или неважно себя чувствует: важно не число букв, которые он выучил, а любовь к чтению;
  • Не журите ребенка в случае ошибок, не сравнивайте его успехи с достижениями детей его возраста.

Возьмите на вооружение приведенные рекомендации, запаситесь терпением, и будьте уверены, что у вас всё получится!

Видео как научить ребенка алфавиту

Advertisement

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.