Ребенок, как известно, учится говорить постепенно, в первые годы своей жизни, и задача эта не простая. Часто в процессе становления грамотной речи и правильного звукопроизношения малыш, а значит, и его родители сталкиваются с определенными трудностями. Не все звуки даются ребенку одинаково легко.

Одним из таких «капризных» звуков является звук «Ш». Чаще всего дети либо произносят его недостаточно хорошо (сигматизм), либо заменяют его другим звуком (парасигматизм), либо вовсе его не произносят.

Если вы заметили такую проблему в речи вашего ребенка, лучше обратиться к логопеду, но вполне возможно обойтись и без него, нужно только приложить определенные усилия с вашей стороны и запастись терпением. Справиться с этой задачей будет проще, если мы взрослые сразу представим себе, что учимся выговаривать звук «Ш» вместе с ребенком.

Прежде чем начать работу с проблемным звуком, важно знать, почему вообще могут возникнуть нарушения в звукопроизношении. Лучше, если определять причину нарушения в речи будет специалист. Основные причины  неправильного произношения звуков таковы:

  • Физиологические особенности, например, неправильный прикус, высокое небо и т.д.
  • Неправильная речь взрослых из-за дефектов или намеренного искажения произношения («сюсюканья»). Дети склонны копировать взрослых во всем, в том числе и в речи.
  • Отставание в психическом развитии, если имеются проблемы мышления, памяти, внимания, то неизбежно страдает и речевое развитие.
  • Нарушение слуха и способности к распознаванию звуков.

Ребенок учится выговаривать звук Ш
Важно отметить, что в последних двух случаях без помощи специалистов справиться с проблемой точно не получится.

Если все же выяснилось, что серьезных причин для нарушения звукопроизношения у ребенка нет, то вы вполне можете самостоятельно научить ребенка произносить звук «Ш».

Для начала стоит определить уровень произношения проблемного звука. Логопеды используют для этого довольно сложные процедуры диагностики, но нам в домашних условиях будет достаточно придерживаться простого алгоритма. Проверять речь нужно по нарастающей: в слогах, словах, фразах и предложениях. Сначала попросите ребенка, повторить за вами слоги с этим звуком: ША, ШО, ШУ, ШИ, АШ, ОШ, УШУ, ОШО и т.д. Затем переходите к словам, их нужно подбирать так, чтобы нужный звук располагался в разных частях слова (Шапка, Шубка, мыШи, крыШа, маШина карандаШ и др.). Работать с произношением звука в словах будет проще, если вы будете использовать специальные карточки, с изображением нужных предметов, так выполнять задания ребенку будет гораздо интереснее. Такие карточки можно купить в магазине или сделать своими руками. После слов можно аналогичным образом переходить к фразам и предложениям.

После того, степень выраженности проблем с произношением звука «Ш» определена, нужно переходить непосредственно к тренировке звука. Начинать постановку любого звука следует с артикуляционной разминки. Она поможет органам, участвующим в произношении звуков стать подвижными.

Видео как научить ребенка выговаривать звук «Ш»

Упражнения для разминки языка

«Лошадка» — малыш цокает языком так, чтобы получился звук похожий на топот копыт.

«Блинчик» — ребенок расслабляет язык и в таком состоянии кладет его на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении нужно не менее десяти секунд.

«Чашечка» — малышу нужно распластать язык по нижней губе, но при этом поднять его кончик.

«Болтушка» — напоминает предыдущее упражнения, но при этом язычок в форме чашечки поочередно поднимается и опускается.

Упражнения для разминки губ

«Удивление» — ребенку нужно округлить губы так, будто он произносит звук «О»

«Хоботок» — малышу предлагается поочередно складывать губы в широкую и узкую «трубочку», будто произнося звук «О» и «У»

«Трубочка — улыбка» — ребенок чередует узкую «трубочку» и улыбку.

Важно отметить, что взрослый должен сам на примере показывать ребенку все эти упражнения. Лучшего эффекта от занятий можно добиться, если при выполнении упражнений ребенок будет видеть свое отражение в зеркале. После разминочных упражнений можно начинать постановку самого звука «Ш».

Способы постановки звука «Ш»

Начинать постановку звука «Ш» нужно с тренировки отдельного произношения. Самый доступный способ – поставить правильное произношение от другого, уже знакомого ребенку звука.

Если малышу хорошо дается звук «С», то алгоритм действий следующий:
Попросите ребенка произнести протяжный звук «сссссс», а сами приподнимите кончик его языка при помощи ложки или деревянной плоской палочки. Когда нужный звук будет получен, попросите ребенка произнести его самостоятельно, напоминая, что кончик языка должен находиться наверху. Если первые попытки окажутся неудачными, продолжайте манипуляции с ложкой, пока навык правильного произношения не закрепится.

Выработать правильное произношение звука «Ш» можно и от звука  «Т». Попросите малыша произнести звук «Тссс», а потом предложите ему произнести этот же звук, спрятав язык за зубами. Если вы сами попробуете так сделать, то вместо «тссс», у вас получится звук «тшшш».

Еще один вариант постановки звука «Ш» будет возможен, если ваш ребенок уже умеет правильно произносить звук «Р». Попросите ребенка прошептать звук «Р». К вашему общему удивлению, окажется, что «прорычать» шепотом просто невозможно, зато вместо тихого «ррр» получится желаемое «шшш».

После того, как изолированный звук будет покорен, можно переходить к словам и предложениям. Важно, чтобы интересующий нас звук располагался в разных частях слова и предложений. Для тренировки звука «Ш» прекрасно подходят карточки, с соответствующими изображениями, специальные стихи и скороговорки. Постарайтесь строить свою беседу с ребенком так, чтобы он как можно чаще правильно использовал звук «Ш» в обыденной речи. Главное не бросать занятия до тех пор, пока звук «Ш» не закрепится в повседневной речи малыша.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.